четверг, 7 февраля 2013 г.

способы подачи учебного материала

Содержание Государственное учреждение образования «Средняя школа 6 г. Сморгони»Деятельностная составляющая современного урока (основные методы подачи учебного материала и организация взаимодействия учителя и ученика на уроке)Серпейко Е. Ю., учитель начальных классов2012 годКак донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения. Что же принято понимать под методами обучения? Методы обучения это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Метод это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во многом зависит успех всего образовательного процесса. Этим вызвано особое внимание к методам. Метод является частью вида деятельности ученика и учителя, единицей производимого действия. Выбор метода обучения определяется: - смысловыми целями образования, - особенностями учебного курса, - целью конкретного урока, - возможностями учащихся, - наличием времени и средств обучения, - предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы. В настоящее время в дидактике ведутся интенсивные попытки классификации методов обучения. Она имеет большое значение для приведения всех известных методов в определенную систему и порядок, выявления их общих черт и особенностей. Наиболее ранней классификацией является деление методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение), методы работы учащихся (упражнения, самостоятельные работы) и методы их совместной работы (беседа). Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность). В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены в три группы. 1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой. 2. Наглядные методы: иллюстрации (плакаты, картины, таблицы), демонстрация опытов, видеофильмов и компьютерных презентаций. 3. Практические методы: устные и письменные упражнения, лабораторные работы, эксперименты, дидактические и деловые игры. Совершенствовать наглядные и практические методы учителю сегодня помогают современные информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. ИКТ помогают младшим школьникам лучше усваивать материал и побуждают их неподдельный интерес к процессу обучения. Презентация мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Использование готовых обучающих программ помогает в работе учителям начальных классов разнообразить свои уроки и сделать их более эффективными в развитии познавательных процессов младших школьников. Применение на уроках ПМК «Школьный наставник», программы «Знак» позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать, осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, применять разноуровневые задания. В последнее время предложена классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся (по возрастанию степени самостоятельности учащихся): - объяснительно-иллюстративный (учитель сообщает информацию различными средствами: использование беседы, различных пособий, опытов, видеофильмов, а учащиеся её воспринимают, осмысливают и запоминают), Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями. Для приобретения учащимися навыков и умений и вместе с тем для достижения второго уровня усвоения знаний учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют решают сходные задачи, склоняют и спрягают по образцу, составляют планы. Это и есть репродуктивный метод обучения. - репродуктивный (учитель подбирает различные упражнения и задачи, а учащиеся выполняют действия по образцу) Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами. - проблемное изложение (учитель ставит перед учащимися проблему и показывает путь её решения, учащиеся следят за логикой решения проблемы, получают образец развёртывания познания), - частично-поисковый (учитель подводит учащихся к постановке проблемы, нахождению доказательств, выводов, а учащиеся активно участвуют в эвристических беседах и осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем), - исследовательский метод (учитель предъявляет учащимся проблему, разрабатывает исследовательские задания, а учащиеся ведут поисковую творческую деятельность по решению новых для них проблем). Характеристика методов дана по И. Я. Лернеру, М. Н. Скаткину. На традиционном уроке преобладают иллюстративно-объяснительные и репродуктивные методы обучения. На современном уроке необходимо организовывать познавательную деятельность с применением проблемных, поисковых, исследовательских методов. Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе эвристических бесед, дискуссий, диспутов, исследований. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну

127.83 Kb.Название Дата конвертации22.09.2012Размер127.83 Kb.Тип источник

Деятельностная составляющая современного урока (основные методы подачи учебного материала и организация взаимодействия учителя и ученика на уроке)

Деятельностная составляющая современного урока (основные методы подачи учебного материала и организация взаимодействия учителя и ученика на уроке)

Комментариев нет:

Отправить комментарий